Открытое обращение Общественного комитета по правам человека от 04.02.2010 N 14 к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Опубликовано в категории Госстандарты общего образования 08.02.2010

Ваше Святейшество!

 

2 февраля 2010 года, в своем докладе на Архиерейском совещании Вы, Ваше Святейшество, заявили: «В настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54 из 71 епархий, находящихся на территории Российской Федерации… Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уже сейчас активно выступает в качестве координирующего органа в работе с епархиями для максимально эффективной систематизации и последующей в масштабах всей нашей Церкви актуализации положительного опыта преподавания основ православной культуры накопленного в этих регионах» [1].

В связи с этим обращаемся к Вам с просьбой ответить на несколько насущных вопросов, волнующих сегодня многих православных людей.

 

1. О каком опыте Вы сказали? Не о том ли, который активно сводится на нет, ликвидируется в течение последнего времени вследствие изменений в законодательстве Российской Федерации об образовании еще в конце 2007 года, усугубленных содержанием принятого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования? Не о том ли, который никак не может быть использован в запущенном эксперименте «по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области "Основы религиозных культур и светской этики”». По причине того, что этот эксперимент явился победой группы А.Г. Асмолова, И.И. Калины, И.М. Реморенко, М.М. Шахнович, Е.Г. Романовой, Т.Э. Петровой и др., вступивших в сговор по поводу запланированного и активно реализуемого ими умысла на дискриминацию православных граждан России, посредством осуществления или содействия незаконной ликвидации имевшейся в школах практики добровольного изучения православной культуры и посредством искажения инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры, поддержанного Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями других религиозных организаций традиционных религий, а также посредством формирования в школьном образовании системы противоправной идеологической обработки детей, а равно навязывания «каши» из множества религий малолетним школьникам без их согласия и против согласия их родителей.

 

2. Про актуализацию какого регионального опыта и в какой форме актуализацию Вы говорите, если, никакого регионального компонента более законодательством Российской Федерации не предусмотрено?

Считаем, что складывающаяся ситуация обусловлена виной ряда лиц, занимающих административные должности в Московской Патриархии, дезинформирующих Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно реального положения дел, как следствие – ставящих Вас в неловкое положение, когда Вы, Ваше Святейшество, вынуждены апеллировать к нормам, давно уже недействующим, и говорить о продолжении реализации региональных практик преподавания православной культуры в условиях, полностью де-юре и де-факто исключающих такое продолжение.

По оценкам специалистов, в настоящее время полностью отсутствуют правовые возможности для продолжения имевшейся в субъектах Российской Федерации практики преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок обозначенного «эксперимента».

И.М. Реморенко и И.И. Калина откровенно лгут руководству Русской Православной Церкви и православным гражданам России относительно будто бы имеющихся правовых возможностей для продолжения имевшейся в субъектах Российской Федерации практики преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок обозначенного «эксперимента», в том числе на основе так называемого «Примерного соглашения…», написанного основным ликвидатором нормального изучения православной культуры в школах – И.И. Калиной.

Фантазии, звучащие из уст тех или иных мистификаторов из Минобрнауки России или Ваших некомпетентных подчиненных, не могут заменить законодательные нормы. Которых сегодня просто уже нет – применительно к региональному компоненту.

 

3. Знаете ли Вы, Ваше Святейшество, что вместо обсуждавшегося пакета учебных предметов или курсов в школы будет введен единый общеобязательный курс, в рамках которого дети будут (независимо от их выбора) совместно изучать все предусмотренные религии и идеологии, а только часть учебного времени будет посвящена изучению конкретной религиозной культуры, да и то в чрезвычайно искаженной форме?

 

4. Известно ли Вашему Святейшеству, что Минобрнауки России и ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» уже формируют корпус собственных преподавательских кадров для преподавания того, что будет ложно именоваться православной культурой? Этих персонажей даже называют совершенно невообразимым для обсуждаемой ситуации словом – «тренеры» [2]. Как Вы, Ваше Святейшество, представляете себе тренеров по православной культуре?

 

5. Знаете ли Вы, Ваше Святейшество, что разрекламированная Минобрнауки России так называемая книга для учителя той мировоззренческой каши, которую группа лиц из обозначенного министерства, подсовывает православным гражданам в рамках «эксперимента» вместо православной культуры, реализует то самое атеистическое псевдонаучное религиоведение, о котором Вы так много говорили как об угрозе российской культуре, российской школе?

 

6. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что лоббисты подмены православной культуры в школах на несусветную мировоззренческую кашу являются яркими поклонниками сектантских вероучений: И.И. Калина – квазирерихианского «планетарного сознания» [3] и уже неоднократно получавшей Вашу критическую оценку растлевающей валеологии, а Е.Г. Романова – вероучения экстремистской и террористической секты «Ананда Марга»?

 

7. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что к формированию содержания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» привлечен некто А.Я. Данилюк [4], известный своей ксенофобской нетерпимостью к православному христианству?

Напомним несколько высказываний указанного персонажа из следующего издания: Данилюк А.Я. Концепция образовательной программы «Духовно-нравственная культура» (1-11 класс общеобразовательной школы). – М., 2007. – 20 с. Эти цитаты настолько ярким образом свидетельствуют о полной неадекватности этого проекта Данилюка и о его бредовом, антицерковном характере, что и комментариев никаких не требуют:

«Политическая элита стоит перед дилеммой: допустить Церковь в сферу государственно-общественного воспитания, что приведет к снижению в общественном сознании ценностей образования, науки, к национально-религиозной дестабилизации страны и навсегда закроет перед Россией перспективу вернуть статус великой, державы…» (с. 6).

 «Православие … всегда с недоверием относилось к книжной учености и человеческой мудрости» (с. 5).

«Воспитание новых поколений россиян в православном духе преуменьшит в их сознании ценности образования и науки» (с. 5).

«Преподавание… таких предметов, как "Основы православной культуры”, "Основы исламской культуры”, "Основы буддисткой (так  тексте, – прим. ОКПЧ) культуры”, формирует разные религиозно-культурные идентичности, вступающие к тому же в конфликт с научным мировоззрением школьников, учителей и родителей» (с. 9).

 «Исторический опыт свидетельствует, что обучение православию в школе само по себе не обеспечивает духовно-нравственное воспитание граждан. В начале прошлого века развязали гражданскую войну, а потом взрывали храмы, убивали невинных те, кто прилежно изучал Закон Божий в дореволюционной школе» (с. 6).

 

7. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что к формированию содержания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» привлечен некто А.С. Прутченков [5]?

Надо полагать, это тот самый Прутченков, который вместе с известным пропагандистом антипатриотизма и нетерпимости к христианству в школах Я.В. Соколовым издал учебник: Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: НВЦ «Гражданин», 1997, 384 с.

На странице 99 этого учебника предложено следующее задание: «Что бы Вы предпочли, неожиданно получив в наследство старинную икону», предлагая на выбор лишь три варианта действий: «1) повесить на видном месте для украшения интерьера, 2) продать подороже, 3) повесить дома в укромном месте и любоваться в часы досуга».

Уверяем Вас, в обозначенной книжке есть и более гадкие вещи.

 

8. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что формированием содержания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» де-факто руководит А.Г. Асмолов, публично оценивавший практику изучения православной культуры в школах как «изнасилование школы любовью к религии» [6]?

 

9. Как еще нам убедить Вас, Ваше Святейшество, что Ваша с Президентом России инициатива от 21.07.2009 была грубо извращена мелкой группой чиновников, а внедряемая в школы под видом православной культуры идеологическая мерзость разрушит народ и страну?

Вы, Ваше Святейшество, завоевавший сердца православных людей именно своим самоотверженным, бескорыстным и бескомпромиссным трудом на благо Церкви и православных, почему же Вы не хотите увидеть истинное положение дел? Почему доверились причастным к искажению картины некомпетентным подчиненным, набранным на занимаемые должности по этническому признаку, а не по признаку профессионализма и верности Церкви?

Ведь очевидно, в современной демократической России приостановление Церковью участия в выродившемся в идеологический диктат «эксперименте» (именно в нынешней его форме) приведет не к новым гонениям на Церковь, а к увольнению зарвавшихся чиновников, посмевших игнорировать требования Президента России.

 

10. Понимаете ли Вы, Ваше Святейшество, что в результате действий выше обозначенной группы чиновников Минобрнауки уничтожается целый пласт бесценного православного педагогического опыта, накопленного за 2 десятилетия?

Притом что, приходится признать, были откровенно слабые и негодные учебные пособия, типа материалов Н.Г. Храмовой или Л.Л. Шевченко [7], на обочину жизни выдавливаются уникальные, ценнейшие учебные пособия таких замечательных авторов, как: В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене, архимандрит Зиновий (Корзинкин), В.М. Меньшиков, А.В. Бородина, C.Э. Наперстникова, священник Сергий Коротких, М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий и многие другие.

История все рассудит, и через пятьдесят-сто-двести лет люди будут воспринимать работы этих авторов как классику православной педагогики и как жемчужины православной педагогической мысли, но сегодня все это погребено под толстым слоем равнодушия и ревности.

 

11. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что разрабатываемый и узко-кулуарно обсуждаемый ныне проект совершенно нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (уже подготовлено, как минимум, 8 глав общим объемом свыше 300 страниц!), который заменит все ныне действующие нормативные акты в области образования, призван окончательно похоронить изучение православной культуры в школах?

 

12. Ваше Святейшество! Общеизвестно, что при всей потрясающей Вашей эрудиции по широчайшему кругу вопросов, при всем Вашем искреннем и великом подвиге на благо Церкви, Вы не занимаетесь вплотную выше обозначенным кругом проблем, полностью доверившись своим подчиненным. Как показала практика, епископу Меркурию эти вопросы мало интересны. Как следствие – церковную позицию по одному из важнейших вопросов реально определяют несколько мелких церковных клерков, да еще и имеющих весьма опосредованное отношение по своим этнокультурным корням к православной русской культуре.

Осознаете ли вы, Ваше Святейшество, ненормальность и порочность такой ситуации и такого выстраивания церковной политики?

 

С глубоким уважением,

 

Председатель правления Т.А. Квитковская

 

1. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html. – 02.02.2010.

2. Расписание занятий курсов повышения квалификации тренеров – преподавателей «Основы религиозных культур и светской этики» 15–22 января 2010 года в ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

3. См. подписанное И.И. Калиной письмо Минобрнауки России от 15.03.2007 № 03-519.

4. См. выше обозначенное «Расписание занятий курсов повышения квалификации тренеров…».

5. См. выше обозначенное «Расписание занятий курсов повышения квалификации тренеров…».

6. Александр Асмолов: «Люди, как и раньше, живут "поверх барьеров”» // Наследие отечества. – 11.10.2004.

7. К примеру, в учебном пособии Л.Л. Шевченко «Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. 1-й год обучения. Книга первая» (М.: Издательский дом «Покров», 2003. 96 с.) будто бы по православной культуре нет ни одного (за исключением предисловия) авторского текста, где использовалось бы слово «православие» или какое-либо его производное, начисто отсутствуют слова «христианство», «христианский» и все однокоренные; нет ни одного слова «Христос», всего лишь один раз на все учебное пособие приводится имя Иисус; нет ни одного слова «церковь» (как нет ни одного производного от этого слова) и ни одного выражения «Русская Православная Церковь». Подробнее см.: Лисовский С.А. «Толерантный» учебник по православной культуре не содержит ничего о православной культуре. Несколько слов об экспериментальном учебном пособии «Православная культура» для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Л. Л. Шевченко // Русский вестник. – 14.07.2004. – № 14.


Просмотров: 5309