Абехтикова М.Б., Лисицына Н.А. Несколько замечаний по поводу учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации
«Основы мировых религиозных культур»
Общее впечатление негативное, т.к. к курсу «ОМРК» имеют отношение не более 15-20 страниц текста. Остальной объём пособия посвящён разработке основных положений концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
Методология и принципы разработки даны глубоко, серьёзно, талантливо, но к данному предмету (ОМРК) они подходят только в отдельных случаях, точно так же это может быть использовано при изучении любого другого предмета в начальной школе.
1. Слабые попытки авторов сделать акцент на духовно-нравственном аспекте курса исчезают при внимательном рассмотрении. Например, во введении «Духовно-нравственное воспитание направлено… подрастающего поколения нравственных ценностей...» Там выпадает духовность.
Авторы пособия не считают нужным хотя бы кратко использовать в работе труды замечательных педагогов С.А. Раченского, Н.Пестова, В.Зеньковского и др. Это не удивительно, если в библиографии издания единственная книга о религиях мира – детская энциклопедия Аванта+.
Ошибочно в системе повышения квалификации издавать труды, направленные на то, как учить, а не на то, что есть главное в курсе ОМРК.
2. Почему в названии пособия отсутствует светская этика, а в тексте именно на неё основная направленность?
3. Культурологический подход к данному предмету – не значит поверхностный! Среди рецензентов нет ни одного религиоведа – это грубая ошибка.
4. В главе 1. требования к результатам освоения курса ОРК и СЭ (где ОМРК?) – речь идёт только об этике.
5. Там же «формирование представлений о светской этике, о традиционных религиях…»
Пристрастия авторов ясны без слов.
6. Глава 2. В общей характеристике работы среди способов создания собственных текстов – аннотирование, реферирование, написание эссе…
В курсе ОМРК для 4-5 кл. излишне много теории, пособие будут использовать в работе с людьми, имеющими представления о том, что такое «речь», «текст».
Для кого включены налоговые и визовые анкеты?
7. Во 2 главе есть упоминание о Евхаристии как о священнодействии, но в Русской православной Церкви оно называется величайшим Таинством христианства и состоит из 2-х отдельных моментов:
1) преложения, или преосуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни
2) Причащения этих Святых Даров (стр.285 «Закон Божий» Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег» М,1998г.)
Некорректно употреблять в текстах это понятие без должного уважения.
8. В главе 2 Условия организации эффективного обучения чтению никак не связано с содержанием ОМРК: В перечне религиозных понятий не чувствуется уважения ни к одной религии, а в МОУ явно будут дети разных вер.
9. Текст урок «Дружба» скучный, неинтересный, не эмоциональный.
Далее – шесть страниц текста повествуют о том, что такое «Диалог» и «монолог». Учителя подготовлены в процессе обучения.
10. Удачно предложены игры – задания «Умей слушать», «Народная мудрость», «Лента времени».
11. В главе «Рефлексия – необходимый этап в осознании ребёнком своей личности» есть утверждение: «Без освоения навыков рефлексии невозможна никакая продуктивная деятельность, в том числе и проявление духовных качеств личности, становления духовно-нравственных «принципов и мировоззренческих основ».
Поражает безапелляционность этого утверждения.
12. Среди положительных моментов следует отметить организацию работы с родителями.
13. Поурочное планирование курса ОМРК удивляет однообразием построения. Данное планирование не представляет практической ценности. Его роль в работе системы повышения квалификации непонятна.
14. В приложении №3 Использование дискуссии в образовании ни слова о предмете пособия.
15. Приложение №4 – игровые методики – плохо сочетаются с темами учебника. Например «Испорченный телефон» рекомендуется использовать… высказывания о культурной традиции …. Это некорректно.
Игры типа «Спасибо», «Ищу друга» интересны, но причем здесь основы религиозных культур?
Желаем авторам комплекта успехов в творчестве.
Преподаватель курса ОПК ГОШИ – 2 г. Ногинск Абехтинова М.Б.
Старший инспектор Управления образования Ногинского района Лисицына Н.А.