"Эксперимент" по введению изучения религиозной культуры в редакции Минообрнауки - это подлог с целью дискредитации инициативы Президента

Опубликовано в категории Госстандарты общего образования 17.10.2009

Обращение заместителя председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктора юридических наук И.В.Понкина от 5 октября 2009 года  № 20 к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

 

Ваше Святейшество!

Исполнение поддержанного Вашим Святейшеством и представителями других конфессий решения Президента России Д.А.Медведева от 21 июля 2009 года о введении в школах изучения основ религиозной культуры встретило существенное противодействие со стороны ряда представителей Министерства образования и науки России и разработчиков федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – школьного стандарта) и Концепции предметной области «Духовно-нравственная культура России» (группа А.М. Кондакова; далее – разработчики). В настоящее время указанные лица стремятся подменить и извратить суть инициативы Президента и Вашего Святейшества и механизмы ее реализации. Ситуация усугубляется тем, что информация о ходе исполнения Минобрнауки России вышеназванного поручения Президента России тщательно скрывается от общественности.

Анализ деятельности и выступлений представителей руководства Минобрнауки России (замминистра И.И. Калина и др.) и вышеуказанных разработчиков позволяет выявить следующиенаправления искажения и фактического подлога содержания инициативы Президента России, очевидно совершаемых в целях выхолащивания её позитивного потенциала, блокирования и дискредитации:

1. Принудительное «ужимание» учебного времени на изучение православной культуры в школах (до недавнего времени изучавшейся во многих регионах в разных классах – от первого до одиннадцатого) до неадекватно малого времени – 14 часов в конце четвертого класса и 16 часов – в начале пятого класса (при этом о пятом классе реально можно будет вести речь очень нескоро – только после принятия стандарта второй ступени школьного образования). Столь ничтожно малый объем учебного времени неубедительно объясняют необходимостью сначала провести в 18 регионах федеральный «эксперимент» по преподаванию основ религиозной культуры и после этого принимать дальнейшие решения по «упорядочению такого преподавания».

2. Предлагаемые чиновниками Минобрнауки и привлечёнными разработчиками структура и содержание курса религиозной культуры противоречат главному смыслу инициативы Президента России:вместо изучения православной культуры школьники, семьи которых добровольно и осознанно избрали именно этот предмет, получат идеологизированный суррогат. Производится явная подмена содержания предметной области «Духовно-нравственная культура России» и предмета «Православная культура» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, смешанное с сомнительными идеологическими установками. В документах, подготовленных в Минобрнауки России и по его поручениям, предусмотрено, что всем детям, независимо от выбранной их родителями для изучения конкретной религиозной культуры или нерелигиозной этики, будет принудительно навязываться изучение всех религий сразу, то есть совершенно не учитывая мнение родителей этих детей и их самих, грубо нарушая при этом их свободу совести.

3. Предлагаемый чиновниками механизм преподавания предмета «Православная культура» будет массово побуждать православные семьи отказываться от посещения их детьми этого предмета. В частности, не предусмотрены требования к учителям, преподающим предметы религиозной культуры, и учёт позиций соответствующих  религиозных организаций по содержанию учебных пособий и программ, вследствие чего таковые с практически стопроцентной вероятностью будут противоречить социальным образовательным запросам православных, нарушать права и законные интересы обучающихся и их родителей. Возникнет уже сейчас открыто допускаемая разработчиками школьного стандарта ситуация, когда предмет «Православная культура» будут преподавать фанатичные сторонники атеизма.

4. Происходит подмена целей введения преподавания в школе основ религиозных культур. В проекте указанной Концепции предметной области «Духовно-нравственная культура России» запланировано, что значительная часть объема и без того малого времени, выделяемого на изучение основ религиозной культуры, будет посвящена не изучению собственно духовно-нравственных ценностей религиозной культуры, а вопросам, имеющим отдалённое отношение к религиозной культуре. Так, из 30 часов учебного предмета «Православная культура» (за 11-лет учёбы в школе!) только некоторая часть этого времени будет отведена на изучение собственно православной религиозной культуры, и то в основном на изучение абстрактных исторических тем и вопросов, излагаемых в вульгарно-секуляризированной обработке и непосредственно не затрагивающих вопросы ценностей, основ православной культуры. Детей будут информировать о неких «героях», о «соотечественниках, явивших лучшие примеры социально значимого поведения», о «нравственном героическом ряде», о «примерах коллективного и индивидуального подвига», что прямого отношения к раскрытию ценностей религиозной культуры и ее истоков не имеет. Зато, как следует из указанной Концепции (с. 14, 15, 18), в рамках предмета «Православная культура» и даже предмета «Этика» все дети будут изучать иудаизм.

Очевидно, что чиновники Минобрнауки преследуют цели, полярно отличающиеся от ожиданий десятков миллионов православных граждан России.

5. Предлагаемые Минобрнауки содержание и формы преподавания основ религиозной культуры будут неизбежно провоцировать мировоззренческие конфликты. Сами разработчики школьного стандарта и указанной выше Концепции в своих документах признают возможность возникновения провоцируемых ими конфликтных ситуаций и их общественную опасность (межрелигиозные конфликты, конфликты родителей учащихся с руководителями образовательных учреждений и т.д.), но при этом допускают их наступление, что может свидетельствовать об их заинтересованности в дискредитации инициативы Президента России и в полном прекращении преподавания в школах основ религиозной культуры.

Следует отметить, что в настоящее время полностью отсутствуют правовые возможности для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок обозначенного «эксперимента», что свидетельствует о полной необоснованности оптимистичных заявлений ряда православных деятелей и заверений чиновников Минобрнауки о благополучном состоянии дел в сфере преподавания православной культуры в школах (в смысле продолжения имеющейся в регионах практики). После изменений в законодательстве об образовании в конце 2007 года и после принятия на их основе подготавливаемого сейчас нового школьного стандарта не будет никаких юридических оснований для продолжения существовавшей 17-летней практики преподавания православной культуры в российских школах, охватывавшей, по данным специального доклада Общественной палаты РФ, к 2006 году до 600 тысяч обучающихся (добровольно, с согласия их самих и их родителей), и такая практика будет вполне ожидаемо объявлена незаконной.

Таким образом, ненадлежащая, умышленно искаженная реализация вышеназванной важнейшей инициативы рядом чиновников Минобрнауки России и привлеченных ими разработчиков приведет к дискредитации самой идеи изучения в религиозной культуры в школе, к дискриминации и к грубейшему попранию прав российских граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Последствиями выше обозначенных действий указанных чиновников и разработчиков школьного стандарта будут массовые социальные протесты православного населения, вполне ожидаемы межрелигиозные конфликты.

Прошу Вас не дать ввести себя в заблуждение относительно реального состояния дел по исполнению инициативы Президента России и взять под личный контроль проведение переговоров по вопросу учета в Минобрнауки РФ позиции Русской Православной Церкви при разработке школьных стандартов и организации преподавания в школе православной культуры.

С глубоким уважением,

 

Понкин Игорь Владиславович,

заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка

и других участников образовательного процесса Общественной палаты

по образованию в городе Москве, доктор юридических наук

 


Просмотров: 5359